2024/2025 учебный год
В новом 2024/25 учебном году тема первого урока - "Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!". В Год качества и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков разговор пойдет о достижениях белорусского народа, которыми гордится страна, о тех ценностях, которые важно сохранить во имя будущего.
Первый урок 1 сентября 2023 года в учреждениях общего среднего образования приурочен к Году мира и созидания и пройдет под названием «Беларусь и Я - диалог мира и созидания»
Примерная матрица 1 урока 2023, посвящённого Году мира и созидания
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ!
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА
ПАМЯТКА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДНЕВНИКА И КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
Методические
рекомендации
Требования
к современному уроку русского языка
1.
Целенаправленность, чёткость и содержательная логика урока
Цели, сформулированные
учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и
требованиям учебной программы.
Цели, поставленные
учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно,
корректно и в сфере деятельности учащихся.
Все выполняемые на уроке
упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению
поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и
делать шаг вперёд.
Методы и формы
организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию
урока.
Конечный результат
должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным
способом.
2. Реализация
коммуникативно-деятельностного подхода
Ведущее требование —
правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся и
навыков свободного владения языком в различных ситуациях общения.
Основные направления
работы:
●
связная речь (работа над
текстом, пересказы, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);
●
развитие синтаксического
строя речи (работа над предложением и словосочетанием);
●
словарно-лексическая и
словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса
учащихся);
●
работа над звуковой
культурой речи (артикуляция, правильное произношение).
Требования к речи учащихся: содержательность,
логичность, точность, выразительность, чистота, ясность и правильность речи.
3. Систематическая
и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма
Минутки
чистописания на каждом уроке (5-7 минут): II класс — не менее 2 строк; III
класс — 2-3 строчки; IV класс — 3-4 строчки.
Требования: сочетание
коллективной и индивидуальной формы работы; образец учителя на доске; опора на
анализ графических ошибок учащихся; связь с уроком (по возможности).
Содержание
каллиграфической работы во 2-4 классах определено учебной программой и
включает: закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки,
положения тетради, ручки и др.); отработку навыка правильного начертания
прописных и строчных букв (по группам); работу над соединениями букв; выработку
плавности и ритмичности письма.
Перевод на письмо в
тетрадях с разлиновкой в одну линию.
II класс
(начало обучения со второго полугодия) — постепенное освоение новой высоты и
ширины букв, проведение минуток чистописания в тетрадях с новой разлиновкой.
III класс
— переход на письмо в тетради с разлиновкой в одну линию в соответствии с
Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в
общеобразовательных учреждениях
3.3. Образцы букв и соединений
прописываются в тетрадях учащихся: во II классе — ежеурочно; в III классе — 2-3
раза в неделю; в IV классе — 1-2 раза в неделю.
Обязательное требование
— учёт индивидуальных графических ошибок учащихся.
4. Систематическая
и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием
(словарных слов)
Проводится на каждом
уроке как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный
компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков
берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная
работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой
(подбором однокоренных существительных, прилагательных, глаголов; определением
рода, склонения и т.д.).
Классический вариант
работы — вводится 1 новое слово в неделю: первый урок — знакомство с новым
словом, на двух последующих —
закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на
уроках.
Алгоритм введения нового словарного
слова:
●
осознание лексического
значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из
предложения);
●
звуковой анализ слова
(произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);
●
зрительный образ слова
(демонстрация правильного начертания слова — на доске, карточке с выделением
букв, написание которых необходимо запомнить);
●
орфографическое
чтение;
●
установление разницы в
произношении и написании;
●
решение орфографической
задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать
проверочные слова — очень полезное задание для осознания общего способа
действия);
●
запись слова, постановка
ударения, подчёркивание орфограмм;
●
подбор однокоренных
слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
●
определение лексического
значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно
записать).
Для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание на единообразное
написание всех однокоренных слов.
На этапе закрепления
используются разнообразные приёмы:
●
группировка по
тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель, школа и т.д.);
●
группировка по
алфавиту;
●
группировка по принципу
«сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а; а/о); «удвоенного согласного»
(лл, кк, мм, нн, сс) и др.;
●
составление
индивидуального орфографического словарика;
●
зрительный диктант —
«сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по
памяти;
●
картинный диктант —
учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого
включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
●
диктант «Самоконтроль»
или «Проверяю себя» — лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не
знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют
их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю;
●
диктант «Самопроверка»
или «Взаимопроверка» — словарный диктант проверяется по словарю самим учеником
или соседом па парте, при этом вырабатываются потребность и умение пользоваться
орфографическим словарём; и др.
Объём словарных диктантов (по четвертям):
2 класс — 4-6-6-8
слов;
3класс — 8 8 10 10 слов;
4класс— 101012-12слов.
Организация сопутствующего повторения
Проведение
на каждом уроке орфографических тренингов-пятиминуток (орфографические минутки;
пятиминутки грамотности и др.) в структуре урока любого типа — как отдельный
этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста
упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.
6. Целенаправленная
работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора
На каждом уроке необходимо находить возможность
обращаться к одну из видов разбора: звуко-буквенный (полный или частичный) —
только устная форма', по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма;
слово как часть речи (морфологический) — только устная форма; предложения —
графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь
слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой
вопросов).
7. Учёт
психологической природы формирования орфографического действия
Регулярно использовать в работе
орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на
слух (не путать с устной
работой, имеющей зрительную
опору, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).
В школьной практике
существует противоречие между способом обучения и способом контроля — диктант
основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную
опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Эти виды упражнений
основаны на различных закономерностях восприятия, поэтому отработка одних не
приводит к образованию навыков в отношении других.
Использовать на уроке диктанты различных
видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.)
На этапе изучения
орфографического правила и его закрепления в упражнениях ученик имеет возможность
«пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Диктант как вид
орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу.
Когда учащийся пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования
на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых
орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом
«свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Вывод: необходимо
практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока).
8. Целевая
установка учителя на безошибочное письмо
Реализуется последовательной работой по
предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном
анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.
Средством предупреждения и исправления ошибок
является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста,
комментированное письмо, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов,
сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и
т.д.
9. Работа
учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками
Для проверки написанного
используются разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге);
сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и
проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и
исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!) и др.
Систематическая работа
над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики
преподавания, Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной
речи.
Следует различать
следующие формы:
1) работа над ошибками,
допущенными в обучающих классных и домашних работах, — выполняется
самостоятельно в рабочих тетрадях;
●
работа над ошибками,
допущенными в обучающих
изложениях и сочинениях,
— выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством
учителя!);
●
работа над ошибками,
допущенными в контрольных работах, — выполняется коллективно и самостоятельно в
тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством
учителя!).
Детей надо научить выполнять работу над
ошибками. Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на
следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над
ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками,
относящимися к данному типу.
10. Инструктаж
учителя о выполнении домашней работы:
1) проверка
понимания содержательной части упражнения:
●
Просмотрите домашнее
упражнение.
●
Что требуется
сделать?
●
На какое правило?
●
Почему?
Давайте ещё раз
прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной
стороны — как оформить запись?
11. Проведение
в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку
Самый объективный способ узнать качество своей
(учительской!) работы — проведение в конце урока мини-проверочной работы
(продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое
отрабатывалось на уроке). Результаты работы покажут учителю, на что следует
обратить внимание при разработке содержания следующего урока.
12. Выполнение
общедидактических требований:
●
лингвистическая
грамотность урока;
●
рациональное
распределение времени на уроке;
●
наличие обратной связи
(фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы;
использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной
связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
●
индивидуальный и
дифференцированный подходы;
●
формирование общеучебных
умений и навыков;
●
учёт и использование
межпредметных связей;
●
перспективность и
преемственность в работе;
●
самостоятельная
работа;
●
эффективное
использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.
Этапы урока и методические приемы
Поскольку любой урок -
это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то из этого
набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
Структура урока по Н.
И. Запрудскому (из книги «Моделирование и проектирование авторских
дидактических систем»).
Ø Ориентировочно –
мотивационный этап
На данном этапе
учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в
совместную деятельность по определению целей урока.
На данном этапе можно
использовать следующие приёмы:
1. Ориентировка на цели –
выбрать цель из списка результатов урока.
2. Разбросаем по колонкам
– ученики систематизируют факты, понятия, помещая в колонки таблицы, среди них
есть информация из новой темы.
3. Диктант с проблемой –
в диктанте есть вопросы или задания, на которые никто из класса не может
ответить .
4. Инсерт - таблица
«Знаю. Не знаю. Хочу знать больше.»- чтение текста с пометками на полях +, -,
?.
5. Блеф-клуб – верите ли
вы, что…
6. Ключевые слова – по
ним делаем предположения о теме или материале урока.
7. Перепутанные
логические цепочки – проставить + или- против предложенных высказываний, после
изучения темы вторичный возврат.
8. “Линия времени”.
На доске линия, на
которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговаривается о самых
важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе определяются
уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть,
что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и
уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно
для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
9. “Оратор” - за 1 минуту
убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
10. “Кумир” - на карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
Ø Операционно –
познавательный этап
Цель этапа
Восприятие,
запоминание и анализ учащимися основного учебного материала.
На данном этапе урока
учащиеся в основном достигают целей урока.
Можно использовать
следующие приёмы.
1. Ассоциации – с чем
ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к
ассоциациям – вывод – определение.
2. Алфавит – раскрыть
смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита.
3. Логическая цепочка.
4. Графическое
изображение термина.
5. Схема (таблица) с
белыми пятнами.
6. Мудрые совы
- найти в тексте
основные понятии, записать их в алфавитном порядке;
- «Что? Не ждали?»
Из текста выбрать
информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и
представлениям;
- «Ты уже знаешь
последние новости?»
Записать информацию,
которая является новой;
- «Главная жизненная
мудрость»
Постараться выразить
главную мысль текста одной фразой;
- «Известное и
неизвестное»
Найдите в тексте ту
информацию, которая является для вас известной и неизвестной;
- «Поучительный вывод»
Можно ли сделать из
прочитанного такие выводы, которые были бы значимыми в будущей жизни?
7. Опрос эксперта
(экспертом может быть подготовленный ученик или любой высокомотивированный
ребенок).
8. Мозговой штурм – все
предлагают вопросы, они записываются на доске, потом обсуждаются и
объединяются, выбираются самые главные и существенные.
9. Рынок возможностей –
презентация результатов деятельности микрогруппы (коллаж, проект, интервью,
логико – смысловая модель и т. д.) на рынке все рассматривают товар, задают
вопросы.
10. Сундук с сокровищами –
что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что
было в начале урока, что в конце.
11. Графический опрос –
детям даётся опросник, предполагающий ответы «Да, нет», на графике дети
показывают свои ответы, потом сверяют с эталоном.
12. Двучастный дневник –
заполнение таблицы по ходу чтения.
13. Инсерт – маркировка
текста значками по ходу чтения + - знаю, - не знаю, ? – хочу знать больше.
Вопросы |
Основные понятия темы |
14. Ромашка Блума – работа
с вопросами различной сложности.
Вопросы
Простые |
«Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» |
Объясняющие |
«Почему?» |
Уточняющие |
«Правильно ли я понял?...», «Верно ли?...» |
Оценочные |
«Чем отличается?...», «Как ты относишься?...», «Какие чувства вызывает?...» |
Практические |
«Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...» |
Творческие |
«Что было бы, если бы?...» |
15. «Толстые» и
«тонкие» вопросы.
? |
? |
Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… |
Дайте объяснения, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чём разница… Предположите, что будет, если… Что если… |
16. Чтение с остановками –
чтение текста, предварительно разбитого на части с прогнозом (что будет
дальше?).
17. Выглядит как… звучит
как… - записать или назвать зрительные и слуховые ассоциации на слово или
понятие.
18. ПМИ (Плюс. Минус.
Интересно.) – таблица.
+ |
- |
? |
Положительная сторона явления |
Отрицательная сторона явления |
Интересно узнать |
19. Сводная таблица.
Понятие 1 |
Линии сравнения |
Понятие 2 |
|
21. Сюжетная таблица –
«Что? Кто? Где? Когда? Почему?»
Ø Контрольно – оценочный
этап
Цель этапа
Самоконтроль,
обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений,
связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими
деятельности.
Приёмы
1. Рецензия - учащиеся
отвечают, а рецензенты пишут рецензию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2)
полнота ответа, 3) наличие интересных фактов, 4) логика мышления, 5) культура
речи. 6) ошибки и неточности во время ответа.
2. Фантазеры - заранее
подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько
ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.
3. Сюрприз - в конце
урока, занятия можно предложить вытянуть жребий — сложенные листочки бумаги со
словами. Например: «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме;
«друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка
с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа.
4. Рекламная компания -
после изучения темы учащимся предлагается сделать рекламу, рекламный плакат.
5. «Хочу все знать!» -
участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать
вопрос, который интересует их больше всего. Затем карточки с вопросами
собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по
принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно
обратиться за помощью к педагогу или родителям.
Приемы рефлексии:
1. Свет молнии (или
«Мозговой штурм) – высказывания.
2. Письмо самому себе.
3. Телеграмма (СМС).
4. Торт решений.
5. Пошушукаемся – в паре
на ушко рассказать соседу главное о том, что усвоил.
6. Футбольное поле –
каким игроком себя представил, почему? (нападающий, защитник, вратарь и т. д.).
7. Кластеры – таблица
«гроздь».
8. Рефлексивная мишень.
9. Мини – сочинение.
10. Ключевое слово.
11. Цепочка пожеланий.
12. Заверши фразу.
13. Рефлексивный ринг.
14. Синквейн.
15. Разбери слово по
буквам.
16. Оценочное окно.
17. Автобусная остановка.
№1 |
Математический диктант |
+ |
№2 |
Решение задачи |
? |
№3 |
Решение примеров |
- |
18. Шесть шляп мышления.
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего
анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после
практики, после изучения достаточно большой темы и так далее).
Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется
одна из шести шляп.
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без
субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку
зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они
являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно,
продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что
было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему
так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия,
недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения
собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами
рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий)
связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное
эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду,
агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают
нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как
можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?»,
«Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы
усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые
грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в
«синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие
выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу,
необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части:
походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а – во второй части –
вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними –
последнее слово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий