Инструктивно-методическое совещание для учителей начальных классов
август 2023
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЗАСЕДАНИЕ (1) ШКОЛЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (04.11.2023)
Контрольно-оценочная деятельность как взаимодействие педагога и учащихся по качественному освоению содержания образовательных программ общего среднего образования
работы Школы совершенствования педагогического мастерства
учителей начальных классов на 2022/2023 учебный год
ТЕМА: Работа с литературным произведением: система вопросов и заданий, направленная на всестороннее изучение литературного произведения
ЦЕЛЬ:
расширение представлений педагогов о читательской грамотности на I ступени общего среднего образования.
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать умения педагогов по развитию у учащихся навыков работы с текстом и информацией для формирования читательской грамотности;
- продемонстрировать последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности при работе с текстом;
- обеспечить на практическом уровне освоение педагогами знаковой визуализации, приёмов переработки информации, компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический диалог
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: март 2022
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК:
Куделько Л.А., учитель начальных классов
Кривцова О.И., учитель начальных классов
Аршинская Г.В., учитель-дефектолог
3. Обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов.
Стойлик Т.К., Воропай Т.Г., учителя
начальных классов
Ольховик С.И., учитель начальных классов
Болдак Е.А., учитель начальных классов.
Формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников на уроках литературного чтения
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:
Создание интеллект-карт на уроках русского языка для развития речевых умений младших школьников (работа в группах).
Создание комплекта мнемотаблиц для разучивания произведений наизусть (работа в группах).
Разработка КОЗ по литературному чтению (работа в группах).
Систематизация приёмов переработки информации: составление плана, тезисов, кодирование информации в графических схемах, таблицах (работа в группах).
30 марта 2022 года на базе ГУО "Гимназия №1 г. Волковыска" состоялся методический мост "Организация методической работы в учреждении образования как условие развития профессиональной компетентности педагогических работников". Руководитель Школы совершенствования педагогического мастерства Северин Н.В. приняла в нём активное участие, поделилась опытом работы по теме "Педагогическая диагностика в системе методической работы".
2021/2022 учебный год
Единая
методическая тема
«Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»
ЦЕЛЬ: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов I ступени общего среднего образования через реализацию современных подходов в преподавании учебных предметов, в контексте рассматриваемой темы
ЗАДАЧИ:
актуализировать
и углубить знания педагогов о современных технологиях обучения, организации
учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и факультативных занятиях;
совершенствовать
методы и приёмы работы педагогов с текстом на уроках литературного чтения по
освоению содержания текста и управления читательской деятельностью учащихся;
организовать
деятельность педагогов по созданию условий для мотивации учащихся к активной
деятельности, самодеятельности, самооцениванию и взаимооцениванию (КОД);
включить
педагогов в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике
технологии визуализации учебной информации, способов компетентностного подхода
в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала учебных и
факультативных занятий;
повысить
результативность работы методического формирования в учреждении образования
через использование эффективных форм взаимодействия взрослых (мастер-классы,
урок для взрослых, вебинар);
осуществлять методическое сопровождение
роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
информировать педагогических
работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении
образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической
литературы.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методсовета
прот. №___ от « 31 » 08.2021 г.
ПЛАН
работы Школы совершенствования педагогического мастерства
учителей начальных классов
на 2021/2022 учебный год
ТЕМА:
Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего
образования в 2021/2022 учебном году
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: инструктивно-методическое совещание
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: август 2021года
ЦЕЛЬ: создание условий
для повышения профессиональной компетентности и методической подготовки
педагогов в области использования нормативных документов и
инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов на I ступени общего среднего образования
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.
Научно-методическое
обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году:
- инструктивно-методические письма по вопросам
организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования
в 2021/2022 учебном году;
Северин
Н.В., руководитель ШСПМ
- электронные
образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном
процессе; дидактические и диагностические материалы
(серия «Компетентностный подход»);
Карпиченко
И.Н., учитель начальных классов
- эффективность использования в образовательном
процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным
предметам, факультативным занятиям предметной направленности;
-
контроль как средство получения достоверной информации о результатах учебной
деятельности учащихся на различных этапах обучения.
Северин
Н.В., руководитель ШСПМ
2.Организация и
содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022
учебном году с учётом анализа результатов предыдущего учебного года.
Северин Н.В., руководитель ШСПМ
3.Постановление
Министерства образования Республики Беларусь от
11.08.2021г. № 170 «Об изменении постановлений Министерства образования
Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 и от 21 июня 2021 г.
№129».
Удодова О.И.,
заместитель директора
по учебной
работе
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении
учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации
образовательных программ общего среднего образования”
2.Кодекс Республики Беларусь об образовании;
3.Положение о
непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред.
от 26.12.2018);
4.Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018
№ 125;
5.Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред.от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении
общего среднего образования);
6.Нормы оценки результатов учебной
деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам,
утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от
29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);
7.Правила проведения аттестации учащихся при
освоении содержания образовательных программ общего среднего образования,
утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11
августа 2021 г. №170 (Об изменении постановлений Министерства образования
Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 и от 21 июня 2021 г. № 129)
8.Специфические
санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
07.08.2019 № 525 (далее – Специфические
санитарно-эпидемиологические требования);
9.Санитарные нормы и правила «Требования для
учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от
27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы иправила);
10.Типовой
учебный план общего среднего образования на 2021/2022 учебный год
(постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.04.2021 №71);
11.Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні
культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць
адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденные заместителем
Министра образования Республики Беларусь от 24.06.2020
ТЕМА: Реализация воспитательного потенциала учебных занятий
ЦЕЛЬ:
создание условий для коллективного поиска
эффективных путей реализации воспитательного потенциала учебных занятий.
ЗАДАЧИ:
-обозначить пути и средства достижения
учащимися личностных образовательных результатов;
- содействовать использованию педагогами
эффективных образовательных технологий, предполагающих организацию активной
учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока;
- обеспечить усвоение педагогами на
практическом уровне конструктора воспитательных задач занятий, оценивание контрольных работ по учебным предметам.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар-практикум
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: ноябрь 2021
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК:
1. Воспитательный потенциал урока: цели, функции,
компоненты.
Иванькова О.В., учитель начальных классов
2.
Межличностное взаимодействие учителя и учащегося
как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного
становления личности.
Кривцова О.И., учитель начальных классов
3.Активизация учебно-познавательной
деятельности учащихся начальных классов путём создания и использования в
образовательном процессе на I ступени общего
среднего образования когнитивных средств визуализации учебного материала (общие
подходы).
Голубович Т.И., учитель
начальных классов
4.Возможности современных педагогических
технологий при реализации воспитательных задач учебного занятия.
Геймификация в образовании.
Карпиченко И.Н., учитель начальных классов
5.Учет психолого-педагогических и личностных
особенностей классного коллектива при проектировании содержания учебного
занятия.
Гирень Е.И., учитель
начальных классов
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1.Создать конструктор воспитательных задач занятий.
2.Разработать памятку«Пути повышения воспитательного
потенциала учебных занятий».
3. Просмотр и обсуждение видеофрагментов
уроков с использованием
4.Практикум по оцениванию
контрольных работ по учебным предметам: тематические
контрольные работы по математике, русскому (белорусскому) языкам; итоговые
контрольные работы (работа в группах).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования”
2.Научная электронная библиотека еLIBRARY. RUhttps://www.elibrary.ru/defaultx.asp?rpage=https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44238952
4. Реализация воспитательного потенциала урока через
работу с содержанием учебного материалаhttps://znanio.ru/pub/209
5.Геймификация в образовании
https://skolki-project.com/blog/gejmifikatsija-v-obrazovanii
ТЕМА: Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть
процесса обучения
ЦЕЛЬ:
включение
педагогов в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике
технологии визуализации учебной информации
ЗАДАЧИ:
-содействовать развитию информационно-коммуникационных
компетенций педагогов по эффективному
использованию визуальных учебных материалов;
- на практическом уровне познакомить
педагогов с различными техниками визуализации учебной информации.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методическая мастерская
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: январь 2022
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.
Технология визуализации учебного
материала, её слагаемые.
Скибинская Е.А., учитель-дефектолог
2.
Техники визуализации учебной
информации. Формирование метапредметных и предметных компетенций на основе
визуализированной информации.
Ноздренков Г.Н., учитель начальных классов
3.
Инфографика как графический способ
подачи информации, данных и знаний.
МанцевичТ.А.,
учитель
начальных классов
Кузнецова
О.В., учитель-дефектолог
.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:
1.
Работа
с инфографикой, созданной педагогом для учащихся (по изученному материалу).
Работа в группах.
2.
Создание
инфографики в роли учащихся на основе имеющихся данных (в ходе проектной
деятельности, по изученному материалу). Работа в группах.
3. Моделирование урока с использованием современных техник визуализации информации (русский язык, математика, курс «Чалавек і свет»).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гинчук,
В.В. Единый информационно-образовательный ресурс
как компонент
учебно-методического обеспечения общего среднего
образования//Вестнік
адукацыі –2021.–No2.
https://adu.by/images/123/111/Ginchuk_vesnik.pdf.
Дата доступа:
31.08.2021
2.Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лапухова, О.В. Инфографика как способ визуализации
учебной информации // Концепт. – 2014. –
№ 11. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. Инфографика. Юный интернет-пользователь в
2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663. –
3. Инфографика // Википедия [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2020.
4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина
Н.А.. Некоторые
теоретические
основы технологии визуализации [Электронный ресурс].
− Режим
доступа:
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.
html – Дата
доступа: 21.09.2021.
5. Шаталов,
В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф.
Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
Сайты с готовой инфографикой:
http://ria.ru/infografika
– сайт Агентства РИА Новости
http://infogra.ru/ –
сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и
визуализаторов.
http://ed-today.ru/infografika –
примеры инфографики по проблемам
образования.
Статьи по теме:
Кубрак Н.
Инфографика в образовании. – Режим доступа:
https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf
Кубрак Н.
Инфографика как результат представления ученического
исследования. –
Режим доступа:
http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_4.htm
Никулова
Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации —
инфографика и
метадизайн // Образовательные технологии и общество. –
2010. –№2. –
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i-metadizayn.
ТЕМА: Работа с литературным произведением: система вопросов и заданий, направленная на всестороннее изучение литературного произведения
ЦЕЛЬ:
расширение представлений педагогов о читательской
грамотности на I ступени общего среднего образования.
ЗАДАЧИ:
-
совершенствовать умения педагогов по развитию у учащихся навыков работы с
текстом и информацией для формирования читательской грамотности;
-
продемонстрировать последовательность действий, методов, приемов и форм
педагогической деятельности при работе с текстом;
- обеспечить на практическом уровне освоение педагогами знаковой визуализации, приёмов переработки информации, компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический диалог
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: март 2022
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК:
1.
Приёмы работы с учащимися по освоению
содержания текста (нахождение информации, понимание смысла, оценка и
осмысление).
Куделько Л.А., учитель
начальных классов
2.
Управление читательской
деятельностью (постановка целей читательской деятельности, определение
стратегии чтения, самоконтроль, саморегулирование).
Кривцова
О.И., учитель начальных классов
Аршинская
Г.В., учитель-дефектолог
3.
Обучение смысловому чтению и работе
с различными типами текстов.
Стойлик
Т.К.,Воропай Т.Г., учителя
начальных классов
4.
Педагогическая оценка учебной
деятельности учащихся и ее результатов; организация самооценки и взаимооценки
на уроке литературного чтения.
Ольховик С.И., учитель начальных классов
5.
Формирование читательской
грамотности учащихся начальных классов через факультативные занятия предметной
направленности.
Болдак Е.А.,учитель начальных классов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:
1.
Создание
интеллект-карт на уроках русского языка для развития речевых умений младших
школьников (работа в группах).
2.
Создание
комплекта мнемотаблиц для разучивания произведений наизусть (работа в группах).
3.
Разработка КОЗ по
литературному чтению (работа в группах).
4. Систематизация приёмов переработки информации: составление плана, тезисов, кодирование информации в графических схемах, таблицах (работа в группах).
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Воронцов,
А.В. Чтение как социально-экономическая проблема:/А.В.Воронцов//Начальная
школа.-2016.-№4.-С.8-15.
2.
Доскарина,
Г.М. Исследование в действии: способы и приёмы повышения уровня читательской
грамотности учащихся / Г.М.Доскарина // Молодой учёный. – 2016. - №10. –
С.19-21.
3.
Ермаков,
Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков// Начальная школа. –
2015. - №4. – С.8-15.
4.
Угляница,
О.Н. «Учить стихи? Легко! Мнемотаблицы спешат
на помощь / О. Н.
Угляница // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы
сад, школа. –
2021. - No 4. – С. 50-52
ЗАСЕДАНИЕ 4
ТЕМА: Подводим итоги методической работы, ярмарка эффективных педагогических практик
ЦЕЛЬ: подведение итогов работы Школы совершенствования педагогического мастерства и участия каждого педагога в методической работе в 2021/2022 учебном году.
ЗАДАЧИ:
- содействовать самореализации педагога,
решению личных профессиональных проблем;
- стимулировать педагогов к творческому
поиску и росту.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: открытый микрофон
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: май 2022
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1. Педагогическая ярмарка (презентация, реклама методических продуктов, созданных педагогами).
2.Индивидуальная
методическая работа учителя (отчеты по самообразованию).
3.Анализ работы
Школы совершенствования педагогического мастерства в методической работе в 2021/2022
учебном году.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
1. Подготовка материалов в печатные издания.
2. Диагностика затруднений и проблем деятельности
педагогов.
3. Экспресс- диагностика компетенций педагогов.
Темы
по самообразованию
педагогов
I
ступени общего среднего образования
№
п/п |
Фамилия, имя,
отчество педагога |
Тема |
Сроки |
Форма
представления отчёта |
1.
|
Ольховик
Светлана Ильинична |
Компетентностно- ориентированные
задания по математике и возможности их использования в начальной школе |
2019-2022 |
Картотека
заданий по предмету |
2.
|
Иванькова
Ольга Валерьевна |
Приемы оценочной деятельности
результатов учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного
обучения |
2019-2021 |
Сборник
фрагментов уроков |
3.
|
Болдак Елена
Алексеевна |
Дифференцированный
подход на уроках русского языка и во внеурочной деятельности |
2019-2022 |
Учебно-методическое
пособие |
4.
|
Манцевич
Татьяна Александровна |
Использование
игровых технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как
средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов |
2019-2022 |
Учебно-методическое пособие |
5.
|
Гирень
Евгения Ивановна |
Использование
дидактических игр на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
как средство развития памяти и воображения младших школьников |
2019-2022 |
Копилка
дидактических игр |
6.
|
Кривцова
Ольга Игоревна |
Приемы оценочной деятельности
результатов учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного
обучения |
2019-2022 |
Сборник
фрагментов уроков |
7.
|
Самущик
Анастасия Александровна |
Формирование
орфографической зоркости младших школьников в образовательном процессе |
2019-2022 |
Методическое
пособие |
8.
|
Воропай
Татьяна Георгиевна |
Компетентностно- ориентированные
задания по русскому языку и возможности их использования в начальной школе |
2018-2021 |
Картотека
заданий по предмету |
9.
|
Куделько
Лариса Адамовна |
Виды
словарной работы на уроках русского языка |
2020-2023 |
Электронный
словарь словарных слов |
10.
|
Северин
Наталья Владимировна |
Использование
облачных технологий в образовательном процессе |
2019-2022 |
Сетевые проекты, тематические
видеоролики |
11.
|
Голубович
Татьяна Ивановна |
Проблемное
обучение на уроках русского языка и во
внеурочной деятельности в начальных классах |
2020-2023 |
Картотека
проблемных ситуаций |
12.
|
Сергей
Татьяна Евгеньевна |
Методы и
приёмы обучения орфографии младших школьников в образовательном процессе |
2020-2023 |
Методическое
пособие |
13.
|
Карпиченко
Ирина Николаевна |
Использование
облачных технологий в образовательном процессе |
2019-2022 |
Сетевые проекты, тематические
видеоролики |
14.
|
Аршинская Галина Владимировна |
Развитие связной речи
у учащихся с ОПФР |
2018-2021 |
Информационный
методический вестник |
15.
|
Скибинская Елена Александровна |
Работа над коррекцией
звукопроизношения у детей с дизартрией |
2018-2021 |
Учебно-методическое пособие |
16.
|
Кузнецова
Ольга Викторовна |
Развитие фонематических процессов у
младших школьников с ОПФР |
2019-2022 |
Сборник игр и упражнений |
17.
|
Малаховская Лариса
Андреевна |
Развитие
интеллектуальных способностей в игровой деятельности младших школьников |
2020-2022 |
Сборник
интеллектуально-творческих игр в ГПД |
18.
|
Чаплюк Анна Игоревна |
Развитие
коммуникативных способностей учащихся в группе продлённого дня |
2020-2022 |
Картотека
приёмов по развитию коммуникативных способностей |
Школы совершенствования педагогического мастерства
учителей начальных классов на 2020/2021 учебный год
Цель: мотивирование и стимулирование педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию, обеспечение обратной связи и рефлексии педагогической деятельности через повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
Задачи на 2020/2021 учебный год:
1. продолжить работу по своевременному информированию педагогов о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам в 2020/2021 учебном году, новинках педагогической литературы;
2. совершенствовать профессиональные навыки учителей начальных классов в создании и использовании КОЗ по учебным предметам с целью повышения уровня обученности учащихся;
3. создать условия для включения педагогов в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;
4. способствовать развитию умений учителей начальных классов реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
5. организовать деятельность педагогов по изучению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;
6.создавать условия для непрерывного образования, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов;
7. совершенствовать работу с педагогами по обобщению и трансляции эффективного в современных условиях опыта творчески работающих педагогов на различных уровнях, в СМИ.
ТЕМА: Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: инструктивно-методическое совещание
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: август 2020 года
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с особенностями организации образовательного процесса наI ступени общего среднего образования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году:
· нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году;
· инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.
2. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с позиций компетентностного подхода:характеристика новых национальных учебно-методических комплексов (УМК) по учебным предметам для I ступени общего среднего образования, особенности работы с ними.
3.Информационно-методическая поддержка образовательного процесса на I ступени общего среднего образования:
§ использование возможностей Национального образовательного портала при организации образовательного процесса;
§ электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе в начальной школе.
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 201 «Об утверждении Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих общеобразовательные программы общего среднего образования»
5.Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2020/2021 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования”
2.Кодекс Республики Беларусь об образовании;
3.Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);
4.Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;
5.Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред.от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);
6.Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);
7.Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019) (далее – Правила проведения аттестации);
8.Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);
9.Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы иправила);
10.Типовой учебный план общего среднего образования на 2020/2021 учебный год (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);
11.Метадычныя рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагамаўленняваўстановахадукацыі, якіярэалізуюцьадукацыйныяпраграмыагульнайсярэдняйадукацыі, утвержденные 24.06.2020 заместителем Министра образования Республики Беларусь.
ЗАСЕДАНИЕ 1 (ноябрь 2020)
Тема:Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка как важнейшее условие формирования коммуникативной компетентности
Цель: совершенствование урока как основной формы образовательного процесса;повышение качества образования на основе усиления практической направленности уроков русского языка
Форма проведения: методический диалог
Научно-методический блок:
1. Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.Формированиекоммуникативной компетентности учащихся как основная цель обучения русскомув начальных классах.
Учебно-методический блок:
1.Эффективные приемы формирования речевой культуры и учебно-коммуникативных навыков младших школьников.
2. Система работы учителя по развитию устной речи младших школьников: работа над словарем, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
3.Развитие речи учащихся с ОПФР на коррекционных занятиях.
Практический блок:
1. 1 группа.Отбор упражнений, ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться информацией. (Практическое пособие.)
2. 2 группа.Коммуникативные качества речи(содержательность; логика речи;точность речи; богатство языковых средств, их разнообразие; ясность речи;выразительность; правильность речи. Оценка коммуникативно-речевых умений и навыков, устного ответа по русскому языку. (Памятка.)
3. 3 группа. Составление олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 2-4 классов: лингвистические «угадайки» и лингвистические «почемучки».
4. 4 группа.Создание КОЗ по русскому языку (пополнение Записной книжки учителя начальных классов)
Используемая литература:
1. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к
школьному обучению (на материале родного языка) / Е. Д. Божович, Е.
И. Козицкая // Психол. наука и образование. - 1999. – 49 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 245 с.
3. Болатова, О. С. Искусство современного урока Текст. / О.С. Булатова. М.:Академия, 2006. - 356 с.
4.Бубнова, Г.И., Морозова, И.В. Компетентностный подход:
методика оценивания речевой продукции / Вестник Московского
Университета, серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009, №2, с. 112-119.
5. Буслаева Е.М., Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В.Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.:Эксмо. -2008. – 105 с.
4. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика преподавания русского языка Текст. / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. -1996. – 75 с.
ЗАСЕДАНИЕ 2(январь 2021)
Тема: Организация домашней самостоятельной деятельности учащихся начальных классов. Использование современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов
Цель:освоение эффективных способов организации, активизации,
управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся
при выполнении домашней работы, возможностей и способов использования сети Интернет для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса
Форма проведения:семинар-практикум
Научно-методический блок:
1. Домашнее задание как одна из форм учебной деятельности: целевое назначение,функции, виды, основные требования.
2.Формирование положительного отношения ребенка к домашним
заданиям, мотивации к самостоятельной учебной деятельности.
Учебно-методический блок
1. Взаимосвязь контроля и корректирующей функции домашнего
задания: оценка качества выполнения учащимися домашней учебной
работы.
2. Организация взаимодействия родителей и учителя начальных классов по обеспечению качественного выполнения домашних заданий
3. Дифференцированный подход к организации обучения,
определение содержания и объема домашних заданий.
4. Использование ИКТ, ЭОР, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов в практике работы педагогов.
Практический блок:
1. Практическая работа с материалом Национального института образования «Домашние задания: работаем без перегрузки» (Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа; №1, 2019). Рекомендации педагогам по организации выполнения домашних заданий.
2. 1 группа. Разработка рекомендаций для родителей по выполнению домашних заданий по предметам. (Памятка.)
3.2 группа.Разработать виды домашнего задания по учебным предметам, указать формы его проверки. Привести примеры оценивания.
4. 3 группа. Разработать методические рекомендации педагогам по организации домашнего задания.
5. Работа с сайтом школы (страница класса для дистанционного взаимодействия), с ЭСО.
Используемая литература:
1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»
2.Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов» (журнал «Пачатковае навучанне» № 5-2007).
3.Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования (Приложение 1)
4.Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» (Приложение 20)
5.Особенности обучения учащихся ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ(Приложение 22)
6.Санитарные нормы и правила "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)
ЗАСЕДАНИЕ 3 (март 2020)
Тема:Организация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях и управление ею (общие подходы, с учетом предметной специфики начальных классов)
Цель: совершенствование урока как основной формы образовательного процесса;повышение качества образования на основе усиления практической направленности уроков русского языка
Форма проведения:семинар-практикум
Научно-методический блок:
1.Учебно-познавательная деятельность учащихся: понятие, специфика, методы организации.
2.Отличие учебно-познавательной деятельности от учебной и познавательной.
Учебно-методический блок:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные (рассказ, объяснение, беседа); метод иллюстраций и демонстраций; метод работы с учебником; метод упражнения (выполнения заданий); метод практической работы.
2. Организация на уроке деятельности учащихся различного уровня: репродуктивного, продуктивного, творческого.
3. Реализация дифференцированного подхода при организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
4.Использование ЭСО, ИКТ, сайта УО, электронных средств обучения в образовательном процессе.
Практический блок:
1.Составить перечень основных видов учебно-познавательной деятельности, проанализировать виды деятельности и алгоритмы их выполнения. Разработать обобщенный алгоритм учебно-познавательной деятельности.
2.Анализ фрагментов уроков с позиции активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Используемая литература:
1.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 816 с.
2. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
3.Ярошенко, С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ [Электронный ресурс]. – 2004. - №9. – С. 81 – 82. – ВЕСТНИК ОГУ on-line. - 1999 – 2015. – Режим доступа: http://goo.gl/9jj5HG. – Дата доступа: 10.07.2015.
ЗАСЕДАНИЕ 4
Тема: Результаты деятельности коллектива учителей начальных классов по совершенствованию образовательного процесса
Цель: подведение итогов работы школы становления педагогического мастерства и участия каждого учителя в методической работе в 2020/2021 учебном году.
Форма проведения: открытый микрофон
Дата проведения: май 2021
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчеты по самообразованию).
2.Анализ работы Школы совершенствования педагогического мастерства и участия каждого учителя в методической работе в 2020/2021 учебном году.
Практическая часть:
1. Создание медиатеки уроков (виртуальный методический кабинет)
2. Подготовка материалов в печатные издания.
3. Диагностика затруднений и проблем деятельности педагогов.
4. Экспресс- диагностика компетенций педагогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий