Школа совершенствования педагогического мастерства

       

Инструктивно-методическое совещание для учителей начальных классов

август 2023


ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЗАСЕДАНИЕ (1) ШКОЛЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА  (04.11.2023)


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Контрольно-оценочная деятельность как взаимодействие педагога и учащихся по качественному освоению содержания образовательных программ общего среднего образования

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


































ПЛАН

работы Школы совершенствования педагогического мастерства

учителей начальных классов на 2022/2023 учебный год

ТЕМА: Работа с литературным произведением: система вопросов и заданий, направленная на всестороннее изучение литературного произведения


ЦЕЛЬ:

расширение представлений педагогов о читательской грамотности на I ступени общего среднего образования.

ЗАДАЧИ:

- совершенствовать умения педагогов по развитию у учащихся навыков работы с текстом и информацией для формирования читательской грамотности;

- продемонстрировать последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности при работе с текстом;

- обеспечить на практическом уровне освоение педагогами знаковой визуализации, приёмов переработки информации, компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический диалог

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: март 2022


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК: 


1. Приёмы работы с учащимися по освоению содержания текста (нахождение информации, понимание смысла, оценка и осмысление).

                                                Куделько Л.А., учитель начальных классов 

2. Управление читательской деятельностью (постановка целей читательской деятельности, определение стратегии чтения, самоконтроль, саморегулирование).

                                             Кривцова О.И., учитель начальных классов

                                   Аршинская Г.В., учитель-дефектолог

3. Обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов.

                                             Стойлик Т.К., Воропай Т.Г., учителя  

                                             начальных классов

4. Педагогическая оценка учебной деятельности учащихся и ее результатов; организация самооценки и взаимооценки на уроке литературного чтения.

                                                    Ольховик С.И., учитель начальных классов                              

5. Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов через факультативные занятия предметной направленности. 

                                                Болдак Е.А., учитель начальных классов.


Формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников на уроках литературного чтения

Стратегии чтения

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:


  1. Создание интеллект-карт на уроках русского языка для развития речевых умений младших школьников (работа в группах).

  2. Создание комплекта мнемотаблиц для разучивания произведений наизусть (работа в группах). 

  3. Разработка КОЗ по литературному чтению (работа в группах). 

  4. Систематизация приёмов переработки информации: составление плана, тезисов, кодирование информации в графических схемах, таблицах (работа в группах).

30 марта 2022 года на базе ГУО "Гимназия №1 г. Волковыска" состоялся методический мост "Организация методической работы в учреждении образования как условие развития профессиональной компетентности педагогических работников". Руководитель Школы совершенствования педагогического мастерства Северин Н.В. приняла в нём активное участие, поделилась опытом работы по теме "Педагогическая диагностика в системе методической работы". 


     Учителя начальных классов Карпиченко И.Н. и Северин Н.В. в рамках темы по самообразованию с 13 декабря 2021 года по 13 января 2022 года приняли участие в дистанционном образовательном тренинге  "Лаборатория квестов: образовательные квесты создаём сами". В результате чего творческой группой педагогов были созданы квесты для учебных занятий по "Основам безопасности жизнедеятельности".









 2021/2022 учебный год

Единая методическая тема

 «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»

ЦЕЛЬ: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов I ступени общего среднего образования через реализацию современных подходов в преподавании учебных предметов, в контексте рассматриваемой темы

 

ЗАДАЧИ:

         актуализировать и углубить знания педагогов о современных технологиях обучения, организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и факультативных занятиях;

совершенствовать методы и приёмы работы педагогов с текстом на уроках литературного чтения по освоению содержания текста и управления читательской деятельностью учащихся;

организовать деятельность педагогов по созданию условий для мотивации учащихся к активной деятельности, самодеятельности, самооцениванию и взаимооцениванию (КОД);

         включить педагогов в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способов компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий;

         повысить результативность работы методического формирования в учреждении образования через использование эффективных форм взаимодействия взрослых (мастер-классы, урок для взрослых, вебинар);

осуществлять методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

информировать педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                            на заседании методсовета

                                                                     прот. №___ от « 31 » 08.2021 г.

 

ПЛАН

работы Школы совершенствования педагогического мастерства

учителей начальных классов

на 2021/2022 учебный год

ТЕМА: Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: инструктивно-методическое совещание

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: август 2021года

 

ЦЕЛЬ: создание условий для повышения профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов в области использования нормативных документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов на I ступени общего среднего образования

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

1.                 Научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году:

- инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году;

Северин Н.В., руководитель ШСПМ

- электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе; дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»);

Карпиченко И.Н., учитель начальных классов

- эффективность использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам, факультативным занятиям предметной направленности;

- контроль как средство получения достоверной информации о результатах учебной деятельности учащихся на различных этапах обучения.

Северин Н.В., руководитель ШСПМ

2.Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учётом анализа результатов предыдущего учебного года.

Северин Н.В., руководитель ШСПМ

 

3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2021г. № 170 «Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 и от 21 июня 2021 г. №129».

Удодова О.И., заместитель директора 

по учебной работе


ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования”

2.Кодекс Республики Беларусь об образовании;

3.Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);

4.Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;

5.Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред.от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);

6.Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);

7.Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 августа 2021 г. №170 (Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 и от 21 июня 2021 г. № 129)

8.Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);

9.Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы иправила);

10.Типовой учебный план общего среднего образования на 2021/2022 учебный год (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.04.2021 №71);

11.Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь от 24.06.2020 

 

ТЕМА: Реализация воспитательного потенциала учебных занятий

ЦЕЛЬ:

создание условий для коллективного поиска эффективных путей реализации воспитательного потенциала учебных занятий.

ЗАДАЧИ:

-обозначить пути и средства достижения учащимися личностных образовательных результатов;

- содействовать использованию педагогами эффективных образовательных технологий, предполагающих организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока;

- обеспечить усвоение педагогами на практическом уровне конструктора воспитательных задач занятий, оценивание контрольных работ по учебным предметам.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар-практикум

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: ноябрь 2021

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК:

1.  Воспитательный потенциал урока: цели, функции, компоненты.

Иванькова О.В., учитель начальных классов

2.                Межличностное взаимодействие учителя и учащегося как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности.

Кривцова О.И., учитель начальных классов

3.Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов путём создания и использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования когнитивных средств визуализации учебного материала (общие подходы).

Голубович Т.И., учитель начальных классов

4.Возможности современных педагогических технологий  при реализации воспитательных задач учебного занятия. Геймификация в образовании.

Карпиченко И.Н., учитель начальных классов

5.Учет психолого-педагогических и личностных особенностей классного коллектива при проектировании содержания учебного занятия.

Гирень Е.И., учитель начальных классов

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 1.Создать конструктор воспитательных задач занятий.

2.Разработать памятку«Пути повышения воспитательного потенциала учебных занятий».

3. Просмотр и обсуждение видеофрагментов уроков с использованием

Единого информационно-образовательного ресурса(работа в группахпо параллелям, реализация воспитательного потенциала учебных занятий)

 

4.Практикум по оцениванию контрольных работ по учебным предметам: тематические контрольные работы по математике, русскому (белорусскому) языкам; итоговые контрольные работы (работа в группах).


ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования”

2.Научная электронная библиотека еLIBRARY. RUhttps://www.elibrary.ru/defaultx.asp?rpage=https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44238952

3.  Реализация воспитательного потенциала урока https://multiurok.ru/files/realizatsiia-vospitatelnogo-i-razvivaiushchego-pot.html

4.  Реализация воспитательного потенциала урока через работу с содержанием учебного материалаhttps://znanio.ru/pub/209

5.Геймификация в образовании

https://skolki-project.com/blog/gejmifikatsija-v-obrazovanii

 

ТЕМА: Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения

 ЦЕЛЬ:

включение педагогов в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации

ЗАДАЧИ:

-содействовать развитию информационно-коммуникационных компетенций педагогов по эффективному использованию визуальных учебных материалов;

- на практическом уровне познакомить педагогов с различными техниками визуализации учебной информации.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методическая мастерская

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: январь 2022

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.     Технология визуализации учебного материала, её слагаемые.

Скибинская Е.А., учитель-дефектолог

2.     Техники визуализации учебной информации. Формирование метапредметных и предметных компетенций на основе визуализированной информации.

                          Ноздренков Г.Н., учитель начальных классов

3.     Инфографика как графический способ подачи информации, данных и знаний.

МанцевичТ.А., учитель начальных классов

Кузнецова О.В., учитель-дефектолог

.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:

1.     Работа с инфографикой, созданной педагогом для учащихся (по изученному материалу). Работа в группах.

2.     Создание инфографики в роли учащихся на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу). Работа в группах.

3.     Моделирование урока с использованием современных техник визуализации информации (русский язык, математика, курс «Чалавек і свет»).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гинчук, В.В. Единый информационно-образовательный ресурс

как компонент учебно-методического обеспечения общего среднего

образования//Вестнік адукацыі –2021.–No2.

https://adu.by/images/123/111/Ginchuk_vesnik.pdf. Дата доступа:

31.08.2021

2.Ермолаева,  Ж.Е., Герасимова,  И.Н., Лапухова,  О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.  –  2014. –  № 11. [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.  Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.  –

3.  Инфографика // Википедия  [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2020.

4.  Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А.. Некоторые

теоретические основы технологии визуализации [Электронный ресурс].

− Режим доступа:

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.

html – Дата доступа: 21.09.2021.

5.  Шаталов,  В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.

Сайты с готовой инфографикой:

http://ria.ru/infografika – сайт Агентства РИА Новости

http://infogra.ru/  –  сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и

визуализаторов.

http://ed-today.ru/infografika  –  примеры инфографики по проблемам

образования.

Статьи по теме:

Кубрак Н. Инфографика в образовании.  –  Режим доступа:

https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf

Кубрак Н. Инфографика как результат представления ученического

исследования.  –  Режим доступа:

http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_4.htm

Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации  —

инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество.  –  2010.  –№2.  –  Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i-metadizayn.

 

 ТЕМА: Работа с литературным произведением: система вопросов и заданий, направленная на всестороннее изучение литературного произведения

ЦЕЛЬ:

расширение представлений педагогов о читательской грамотности на I ступени общего среднего образования.

ЗАДАЧИ:

- совершенствовать умения педагогов по развитию у учащихся навыков работы с текстом и информацией для формирования читательской грамотности;

- продемонстрировать последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности при работе с текстом;

- обеспечить на практическом уровне освоение педагогами знаковой визуализации, приёмов переработки информации, компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический диалог

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: март 2022

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК:

1.     Приёмы работы с учащимися по освоению содержания текста (нахождение информации, понимание смысла, оценка и осмысление).

Куделько Л.А., учитель начальных классов

2.     Управление читательской деятельностью (постановка целей читательской деятельности, определение стратегии чтения, самоконтроль, саморегулирование).

Кривцова О.И., учитель начальных классов

Аршинская Г.В., учитель-дефектолог

3.     Обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов.

Стойлик Т.К.,Воропай Т.Г., учителя

начальных классов

4.     Педагогическая оценка учебной деятельности учащихся и ее результатов; организация самооценки и взаимооценки на уроке литературного чтения.

Ольховик С.И., учитель начальных классов

5.     Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов через факультативные занятия предметной направленности.

Болдак Е.А.,учитель начальных классов.

 ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК: 

1.       Создание интеллект-карт на уроках русского языка для развития речевых умений младших школьников (работа в группах).

2.       Создание комплекта мнемотаблиц для разучивания произведений наизусть (работа в группах).

3.       Разработка КОЗ по литературному чтению (работа в группах).

4.       Систематизация приёмов переработки информации: составление плана, тезисов, кодирование информации в графических схемах, таблицах (работа в группах).

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема:/А.В.Воронцов//Начальная школа.-2016.-№4.-С.8-15.

2.  Доскарина, Г.М. Исследование в действии: способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина // Молодой учёный. – 2016. - №10. – С.19-21.

3.  Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков// Начальная школа. – 2015. - №4. – С.8-15.

4.  Угляница, О.Н. «Учить стихи? Легко! Мнемотаблицы спешат

на помощь / О. Н. Угляница // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы

сад, школа. – 2021. - No 4. – С. 50-52

  

ЗАСЕДАНИЕ 4

 ТЕМА: Подводим итоги методической работы, ярмарка эффективных педагогических практик

 ЦЕЛЬ: подведение итогов работы Школы совершенствования педагогического мастерства и участия каждого педагога в методической работе в 2021/2022 учебном году.

 ЗАДАЧИ:

- содействовать самореализации педагога, решению личных профессиональных проблем;

- стимулировать педагогов к творческому поиску и росту.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: открытый микрофон

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: май 2022

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

 1. Педагогическая ярмарка (презентация, реклама методических продуктов, созданных педагогами).

2.Индивидуальная методическая работа учителя (отчеты по самообразованию).                                                   

3.Анализ работы Школы совершенствования педагогического мастерства в методической работе в 2021/2022 учебном году.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

 

1.  Подготовка материалов в печатные издания.

2.  Диагностика затруднений и проблем деятельности педагогов.

3.  Экспресс- диагностика компетенций педагогов.

 

 

Темы по самообразованию

педагогов I ступени общего среднего образования

№ п/п

Фамилия, имя, отчество педагога

Тема

Сроки

Форма представления отчёта

1.      

Ольховик Светлана

Ильинична

Компетентностно-

ориентированные задания по математике и возможности их использования в начальной школе

2019-2022

Картотека заданий по предмету

2.      

Иванькова Ольга Валерьевна

Приемы оценочной деятельности результатов учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

 

2019-2021

Сборник фрагментов

уроков

3.      

Болдак Елена Алексеевна

Дифференцированный подход на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

2019-2022

Учебно-методическое пособие

4.      

Манцевич Татьяна Александровна

Использование игровых технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов

2019-2022

Учебно-методическое

пособие

5.      

Гирень Евгения Ивановна

Использование дидактических игр на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как средство развития памяти и воображения младших школьников

2019-2022

Копилка дидактических игр

6.      

Кривцова Ольга Игоревна

Приемы оценочной деятельности результатов учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

2019-2022

Сборник фрагментов  уроков

7.      

Самущик Анастасия Александровна

Формирование орфографической зоркости младших школьников в образовательном процессе

2019-2022

Методическое пособие

8.      

Воропай Татьяна Георгиевна

Компетентностно-

ориентированные задания по русскому языку и возможности их использования в начальной школе

2018-2021

Картотека заданий по предмету

9.      

Куделько Лариса  Адамовна

Виды словарной работы на уроках русского языка

2020-2023

Электронный словарь словарных слов

10.        

Северин Наталья Владимировна

Использование облачных технологий в образовательном процессе

2019-2022

Сетевые проекты,

тематические видеоролики

11.        

Голубович Татьяна Ивановна

Проблемное обучение  на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальных классах

2020-2023

Картотека проблемных ситуаций

12.        

Сергей Татьяна Евгеньевна

Методы и приёмы обучения орфографии младших школьников в образовательном процессе

2020-2023

Методическое пособие

13.        

Карпиченко Ирина Николаевна

Использование облачных технологий в образовательном процессе

2019-2022

Сетевые  проекты,

тематические видеоролики

14.        

Аршинская Галина

Владимировна

Развитие связной речи у учащихся с ОПФР

2018-2021

Информационный методический вестник

15.        

Скибинская Елена

Александровна

Работа над коррекцией звукопроизношения у детей с дизартрией

2018-2021

Учебно-методическое пособие

16.        

Кузнецова Ольга Викторовна

Развитие фонематических процессов у младших школьников с ОПФР

2019-2022

Сборник игр и упражнений

17.        

Малаховская

Лариса Андреевна

Развитие интеллектуальных способностей в игровой деятельности младших школьников

2020-2022

Сборник интеллектуально-творческих игр в ГПД

18.        

Чаплюк Анна

Игоревна

            Развитие коммуникативных способностей учащихся в группе продлённого дня

2020-2022

Картотека приёмов по развитию коммуникативных способностей

 

 

           План работы

              Школы совершенствования педагогического                                                                 мастерства

учителей начальных классов  на 2020/2021 учебный год

Цель: мотивирование и стимулирование педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию,   обеспечение обратной связи и рефлексии педагогической деятельности через повышение уровня профессиональной компетенции педагогов

Задачи на 2020/2021 учебный год:

1.                продолжить работу по своевременному информированию педагогов о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам в 2020/2021 учебном году, новинках педагогической литературы;

2.                совершенствовать профессиональные навыки учителей начальных классов в создании и использовании КОЗ по учебным предметам с целью повышения уровня обученности учащихся;

3.                создать условия для включения педагогов в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;

4. способствовать развитию умений учителей начальных классов реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;

5.  организовать деятельность педагогов по изучению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

6.создавать условия для непрерывного образования, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов;

7. совершенствовать работу с педагогами по обобщению и трансляции эффективного в современных условиях опыта творчески работающих педагогов на различных уровнях, в СМИ.

ТЕМА: Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯинструктивно-методическое совещание

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: август 2020 года

ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с особенностями организации образовательного процесса наI ступени общего среднего образования.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.  Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году:

·              нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году;

·              инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.

2. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с позиций компетентностного подхода:характеристика новых национальных учебно-методических комплексов (УМК) по учебным предметам для I ступени общего среднего образования, особенности работы с ними.

3.Информационно-методическая поддержка образовательного процесса на I ступени общего среднего образования:

§    использование возможностей Национального образовательного портала при организации образовательного процесса;

§    электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе в начальной школе.

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 201 «Об утверждении Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих общеобразовательные программы общего среднего образования»

5.Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2020/2021 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования”

2.Кодекс Республики Беларусь об образовании;

3.Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);

4.Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;

5.Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред.от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);

6.Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);

7.Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019) (далее – Правила проведения аттестации);

8.Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);

9.Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы иправила);

10.Типовой  учебный план общего среднего образования на 2020/2021 учебный год (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);

11.Метадычныя рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагамаўленняваўстановахадукацыі, якіярэалізуюцьадукацыйныяпраграмыагульнайсярэдняйадукацыі, утвержденные 24.06.2020 заместителем Министра образования Республики Беларусь.

 

ЗАСЕДАНИЕ 1 (ноябрь 2020)

Тема:Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка как важнейшее условие формирования коммуникативной компетентности

 Цель: совершенствование урока как основной формы образовательного процесса;повышение качества образования на основе усиления практической направленности уроков русского языка

 Форма проведения: методический диалог

 Научно-методический блок:

1. Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.Формированиекоммуникативной компетентности учащихся как основная цель обучения русскомув начальных классах.

 Учебно-методический блок:

1.Эффективные приемы формирования речевой культуры и учебно-коммуникативных навыков младших школьников.

2. Система работы учителя по развитию устной речи младших школьников: работа над словарем, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

3.Развитие речи учащихся с ОПФР на коррекционных занятиях.

 Практический блок:

1. 1 группа.Отбор упражнений, ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться информацией. (Практическое пособие.)

2. 2 группа.Коммуникативные качества речи(содержательность; логика речи;точность речи; богатство языковых средств, их разнообразие; ясность речи;выразительность; правильность речиОценка коммуникативно-речевых умений и навыков, устного ответа по русскому языку. (Памятка.)

3. 3 группа. Составление олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 2-4 классов: лингвистические «угадайки» и лингвистические «почемучки».

4. 4 группа.Создание КОЗ по русскому языку (пополнение Записной книжки учителя начальных классов)

                                    

                                       Используемая литература:

 1. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к

школьному обучению (на материале родного языка) / Е. Д. Божович, Е.

И. Козицкая // Психол. наука и образование. - 1999. – 49 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская,

А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 245 с.

3. Болатова, О. С. Искусство современного урока Текст. / О.С. Булатова. М.:Академия, 2006. - 356 с.

4.Бубнова, Г.И., Морозова, И.В. Компетентностный подход:

методика оценивания речевой продукции / Вестник Московского

Университета, серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009, №2, с. 112-119.

5. Буслаева Е.М., Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В.Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.:Эксмо. -2008. – 105 с.

4. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика преподавания русского языка Текст. / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. -1996. – 75 с.

 ЗАСЕДАНИЕ 2(январь 2021)

 Тема: Организация домашней самостоятельной деятельности учащихся начальных классов. Использование современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов

 Цель:освоение эффективных способов организации, активизации,

управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся

при выполнении домашней работы, возможностей и способов использования сети Интернет для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса

Форма проведения:семинар-практикум

Научно-методический блок:   

1. Домашнее задание как одна из форм учебной деятельности: целевое назначение,функции, виды, основные требования.

2.Формирование положительного отношения ребенка к домашним
заданиям, мотивации к самостоятельной учебной деятельности
.

Учебно-методический блок

1. Взаимосвязь контроля и корректирующей функции домашнего

задания: оценка качества выполнения учащимися домашней учебной

работы.

2. Организация взаимодействия родителей и учителя начальных классов по обеспечению качественного выполнения домашних заданий

3. Дифференцированный подход к организации обучения,
определение содержания и объема домашних заданий.

4. Использование ИКТ, ЭОР, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов в практике работы педагогов.

Практический блок:

1. Практическая работа с материалом Национального института образования «Домашние задания: работаем без перегрузки» (Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа; №1, 2019). Рекомендации педагогам по организации выполнения домашних заданий.

2. 1 группа. Разработка рекомендаций для родителей по выполнению домашних заданий по предметам. (Памятка.)

3.2 группа.Разработать виды домашнего задания по учебным предметам, указать формы его проверки. Привести примеры оценивания.

4. 3 группаРазработать методические рекомендации педагогам по организации домашнего задания.

5. Работа с сайтом школы (страница класса для дистанционного взаимодействия), с ЭСО.

 Используемая литература:

1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

2.Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов» (журнал «Пачатковае навучанне» № 5-2007).

3.Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования (Приложение 1)

4.Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» (Приложение 20)

5.Особенности обучения учащихся ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ(Приложение 22)

6.Санитарные нормы и правила "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)



ЗАСЕДАНИЕ 3 (март 2020)

Тема:Организация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях и управление ею (общие подходы, с учетом предметной специфики начальных классов)

 Цель: совершенствование урока как основной формы образовательного процесса;повышение качества образования на основе усиления практической направленности уроков русского языка

 Форма проведения:семинар-практикум

 Научно-методический блок:

1.Учебно-познавательная деятельность учащихся: понятие, специфика, методы организации.

2.Отличие учебно-познавательной деятельности от учебной и познавательной.

 Учебно-методический блок:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные (рассказ, объяснение, беседа); метод иллюстраций и демонстраций; метод работы с учебником; метод упражнения (выполнения заданий); метод практической работы.

2. Организация на уроке деятельности учащихся различного уровня: репродуктивного, продуктивного, творческого.

3. Реализация дифференцированного подхода при организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4.Использование ЭСО, ИКТ, сайта УО, электронных средств обучения в образовательном процессе.                                                                              

Практический блок:

1.Составить перечень основных видов учебно-познавательной деятельности, проанализировать виды деятельности и алгоритмы их выполнения. Разработать обобщенный алгоритм учебно-познавательной деятельности.

2.Анализ фрагментов уроков с позиции активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Используемая литература:

1.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 816 с. 

2. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с. 

3.Ярошенко, С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ [Электронный ресурс]. – 2004. - №9. – С. 81 – 82. – ВЕСТНИК ОГУ on-line. - 1999 – 2015. – Режим доступа: http://goo.gl/9jj5HG. – Дата доступа: 10.07.2015.

           ЗАСЕДАНИЕ 4

Тема: Результаты деятельности коллектива учителей начальных классов по совершенствованию образовательного процесса 

Цель: подведение итогов работы школы становления педагогического мастерства и участия каждого учителя в методической работе в 2020/2021 учебном году.

Форма проведения: открытый микрофон

Дата проведения: май 2021

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчеты по самообразованию).                                                       

2.Анализ работы Школы совершенствования педагогического мастерства и участия каждого учителя в методической работе в 2020/2021 учебном году.

Практическая часть:

1.     Создание медиатеки уроков (виртуальный методический кабинет)

2.     Подготовка материалов в печатные издания.

3.     Диагностика затруднений и проблем деятельности педагогов.

4.     Экспресс- диагностика компетенций педагогов.


 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Интерактивный плакат "УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"